Всероссийское Генеалогическое Древо

СОБОР НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ЗАРАЙСКЕ

Исследовательская работа. Автор: Кутаев Владимир Степанович - М., 2011 год.

 

Собор Николая Чудотворца в Зарайске – православный храм Московской Епархии Собор Николая Чудотворца в Зарайске

1.Общая информация

Собор Николая Чудотворца в Зарайске - православный храм Московской Епархии Русской православной церкви, освящённый в честь святого Николая Чудотворца.

Обиходное название - Никольский собор; Николаевский собор; Николы собор; Николы Угодника собор; Николая Мирликийского собор; Свято-Никольский собор; Святоникольский собор. 

Собор расположен в городе Зарайске Собор Николая Чудотворца в Зарайске

2.История

2.1.Период до 1917 года

Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в городе Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII века и современно принесению иконы св. Николая из города Корсуна в пределы Рязанского края. 

Великий князь Рязанский Юрий Игоревич, повествуется в сказании о принесении иконы св. Николая, «услыхав приход чудотворящего образа, взяв с собою епископа Евфросина Святогорца, пошёл в область сына своего, и увидев от чудотворного образа великие и преславные чудеса, во граде именуемом Красном, повелел создать храм во имя великого чудесного святителя Николая. Помощью же Божьей вскоре храм был создан и освящён епископом Евфросином. В том храме образ Корсунский поставлен был и благоверный великий князь вместе с епископом Евфросином с великой радостью отбыл в свой град Рязань.»

Время построения, вместо деревянной, каменной церкви Николая с точностью неизвестно, но в книгах Зарайского города посадким и чернослободским людям (1625) году – соборная церковь «во имя Николы чудотворца Зараского» значится каменною и при этом замечено, что со слов протопопа Никиты что в «прошлом 1622 году, по Государеву указу, прислан из Москвы из приказу большого дворца сытник Богдан Десятов, да подьячий Олексий Блудов, и Божьей милостью – образы и книги, и великое церковное строение переписывали в книги переписные Московского приказа Большого Дворца. Не имея под рукою описания собора, составленного Богданом Десятовым, мы можем только предполагать, что присылка его из Москвы находится в непосредственной связи с построением каменного Никольского Собора, в котором всякое церковное строение «исстари было Государево».

 

 

                     Памятная табличка на стене Собора Николая Чудотворца в Зарайске

По наружнему своему виду собор представляет фигуру продолговатого четырёхугольника, длиною 34, шириною 20 и высотою 24 аршина, с 5 главами на коих кресты осьмиконечные, сквозные с короною вверху и полумесяцем внизу. Наружный вид собора с расширением окон, которые до того времени были узкими и малыми, совершенно утратил характер древности, меньше пострадала от переделов паперть у западной стороны собора, имеющая вид шатра, на 14 круглых каменных столбах с капителями и базами.

Точного указания на время устройства внутри собора, находящегося там трёх ярусного иконостаса, до нас не дошло; но оно может быть отнесено если не к началу XIX века, то без сомнения к последним годам прошлого столетия.

В 1848 году иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переустановлен, причём позолота на нём была прочищена, иконы исправлены; в числе их находится не мало – древнего стиля, но благодаря усердию доморощенных маляров, трудно придти к какому-либо выводу относительно их древности.

Стенная живопись также не сохранила своей первоначальной древности и двукратно была возобновлена, как видно из надписи над западными дверьми храма, в которой повествуется:

«1760 году сия соборная церковь возобновлена стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче братию сего города Зарайска купца Николая Михайлова Зайцевского. В 1849 году  стены возобновлены внутренним и наружным писанием».

 

Внутренний интерьер Никольского Собора в Зарайске, начало XX века

До 1764 года соборный причт имел землю и крестьян. Причту при Зарайских соборах по штату 1764 года было положено: 1 протоиерей, 2 священника, 1 диакон, дьячок и пономарь. По штату 1873 года в причте положены: настоятель – протоиерей,  1 священник – помощник, 1 диакон и 2 псаломщика. Прихода при соборе стало не положено, причту единственным источником для содержания служило совершение молебнов как в храме, так и по домам граждан и окрестных селений. Но и из этого источника, по определению епархиального съезда, причт Зарайских соборов вынужден был одну часть отдавать в пользу причта, в котором происходил молебен, другую часть в пользу епархиального женского училища, а последнюю оставлять в свою пользу.(3)(4)(5)(6)(7)

2.2.Период после 1917 года

Двадцатый век для православного народа стал временем кровавых испытаний и скорбей. Зарайский уезд, дотоле имевший почти сто православных храмов, в советское время превратился в духовную пустыню. Все церкви, кроме одной Благовещенской в городе, оказались закрытыми, больше половины – уничтожены.

В самый трудный момент истории кремлёвских соборов их настоятелем был протоиерей Иоанн Смирнов (1873-1937). Согласно рассказов очевидцев, а также пояснений сотрудников Историко-архитектурного, художественного и архелогического музея "Зарайский кремль", отец Иоанн, несмотря на запреты, возил икону св. Николая по окрестным сёлам, служил молебны, призывая не забывать Угодника Божия Николая. Священник вместе с верными прихожанами всеми возможными средствами старались не допустить закрытие Никольского собора и других православных храмов.

Однако в 1922 году у верующих отобрали Никольский Собор, а через семь лет закрыли и собор Иоанна Предтечи. Кремлёвские храмы безжалостно разграбили: вывезли сотни фунтов золота и пуды серебра. Бесследно исчез с иконы ценнейший оклад, подаренный царём Василием Шуйским, пропали старинные церковные книги и дары князя Дмитрия Пожарского, другие церковные древности.

В 1937 году на волне массовых репрессий арестовали оклеветанного в контрреволюционной деятельности протоиерея Иоанна Смирнова. После недолгого следствия его приговорили к смертной казни. Мученическую смерть священник принял на Бутовском полигоне. В 2000 году он был прославлен в лике новомучеников исповедников Российских.

Поруганным и осквернённым Никольский Собор оставался до 1990-х годов. В нём сначала размещалась музейная экспозиция, потом архив и хозяйственный склад.

В годы советской власти храм находился в поругании, а чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959-1961 гг. внешние формы собора были восстановлены.

В 60-е годы прошлого века в целях дальнейшего улучшения дела по охране памятников архитектуры, Никольский Собор в городе Зарайске был отнесён к памятникам архитектуры РСФСР, подлежащих охране и имеющих государственное значение.

Памятная табличка на стене Собора Николая Чудотворца в Зарайске

Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 года. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. В 1997 году изготовлен точный список чудотворной иконы Николы Заразского. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского. (1)(8)(9)(10)(11)(12)(13)(14)

3.Знаменитые церковные древности

3.1.Чудотворная икона святителя Николая

Из священных предметов древности, находившихся в Николаевском Соборе в дореволюционное время, особенного внимания заслуживает главная святыня собора – храмовая чудотворная икона святителя Николая, принесённая в 1224 году из города Корсуна в Рязанские пределы священником Евстафием.

Икона эта есть с семнадцатью изображениями чудес святителя и полями, 25 1/2, а в ширину 20 ¼ вершков, а без чудес 15 ½ в вышину и 10 1/4 вершков в ширину; святитель Николай изображён на ней во весь рост, в кресчатых ризах, с амофором, правая рука святителя простёрта на благословение, а в левой у него евангелие, направо в небольшом кругу изображён Спаситель, правою рукою благословляющий святителя, а левой подающей ему евангелие, на лево в таком же кругу – Богоматерь с распростёртым на руках омофором.

По живописи своей икона эта принадлежит к древнему византийскому стилю, но несомненно была неоднократно возобновляема, что доказывается яркостью красок и надписью на иконе:

«Чинил сей чудотворный образ Московский купец Никита Левонтьев в 1797 году».

В 1608 году икона св. Николая царём Василием Ивановичем была украшена окладом из чистого золота, с каменьями и жемчугом, как видно из надписи, находящейся на особой пластинке, прикреплённой внизу оклада, в которой вязью написано: «повелением Благоверного Великого Государя царя и великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сей оклад на образе великого чудотворца Николая Зарайского во второе лето государства его, лета 7116».

Устроенная Шуйским риза покрывает только одно изображение Святителя, а изображение чудес его покрыто серебропозлащённым окладом в позднейшее время, хотя пластинки из золота сделаны тем же Шуйским.

В окладе на иконе чистого золота около 6 фунтов, разноцветных камней 133, бурмицких зёрен 3 и 1600 жемчужин.

Оклад, устроенный Шуйским, вполне сохранил характер древности, не смотря на поправки, проделанные в 1793 и в 1881 годах.(5)

3.2.Другие церковные древности

Кроме иконы св. Николая, в соборе в дореволюционное время хранилось довольно древностей, принадлежащих частью к XV, частью к XVII столетию, из числа коих особенно замечательны:

1.Плащаница XV ст., шитая золотом и серебром по шёлковой голубой материи, наложенной на крашенину. На ней вышито серебром и шёлком пречистое тело Спасителя, положенное в гроб. Близ главы Богоматерь, приникшая к лицу Спасителя и мироносицы, у ног изображены  Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим. По углам плащаницы четыре ангела с рындами, над телом Спасителя в небольшом кругу изображён Дух Святой.

2.Евангелие, напечатанное в 1606 году и приложенное в собор Василием Ивановичем Шуйским.

3.Евангелие, напечатанное в 1689 году и замечательное по своей величине. Оно составляет в длину 16, а в ширину 11 вершков. Ободки его и корешок покрыты массивным серебряно-позолачённым окладом. Всё евангелие с окладом весит 1 пуд 25 фунтов. На верхней доске средника, украшенного 8 хрусталями, изображено сошествие Христа в ад, по углам изображения четырёх евангелистов, также как и средник, чеканной работы. По сторонам средника в четырёх клеймах изображены: распятие Господне, снятие с креста, положение в гроб и тайная вечеря. На этой же доске вверху и внизу помещены надписи:  «Принесено в собор Великого Чудотворца архиерея Божьего Николая в благославленный град Зарайск, на иждевение священника Трофима Васильевича лета 1724 месяца декабря в 6 день при протопопе Алексее Елисеевиче в память о родителях». В другой надписи перечислены имена усопших родителей и родственников вкладчика. На задней стороне изображено дерево, у корней которого помещён Иосиф.

4.Крест напрестольный, серебряно-вызолоченный, поновленный при протоиерее Димитрии в 1617 году, как видно из надписи, на кресте находящейся.

5.Напрестольный крест, устроенный в 1624 году Антонием, архиепископом Рязанским.

6.Водосвятная серебряная чаша, пожертвованная, как видно из находящейся по краям её надписи, Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1604 году.

7.Серебряно-вызолоченная лампада, устроенная в 1671 году.

8.Два серебряных блюда, принесённых в дар собору князем Иваном Михайловичем Хворостиным, устроенные как видно из надписи, в 1700 году.

9.Два серебряно-вызолоченных блюда, пожертвованные князем Фёдором Ивановичем Мстиславским.

10.Ковш серебряный, овальной формы с надписью «Коломенского и Каширского сей ковш владыки Варлама» XVII ст.

11.Золотая медаль, с изображением на одной стороне креста с надписью кругом: "IN HOC SIGNO VINCES" ("СИМ ЗНАМЕНИЕМ ПОБЕДИШИ"), а на другой – герба португальского, с двумя также круговыми надписями: «EMMANUIL R. PORTUGALIE AL. G. VL. IN. O. C+C. ETHIOPIA ARABIA PERSIAE IN. C.H." ("Емануил, Король Португальский, кесарь Ефиопский, Аравийский, Персидский и проч.)», принадлежащая к концу XV ст. и пожертвованная в собор, вероятно, тем же князем Мстиславским.(5)(15)

4.Известные священнослужители Зарайских соборов

  • Евстафий, что «пришёл с чудотворным образом из Херсона» в 1225 году;
  • Евстафий, сын его …
  • Прокопий, сын второго Евстафия.
  • Никита, сын Прокофьев
  • Василий, сын Никитин
  • Захарий, сын Василиев
  • Феодосий, сын Захария
  • Прот. Матвей, сын Феодосия
  • Прот. Иоанн, протопопов сын Матвеев уп. в 1560 и 1578 г.
  • Иосиф схимник, в миру Симеон
  • Савватий (мон.) Корсунский
  • Прот. Димитрий Леонтьев уп. в 1608-1625 г.
  • Евстратий Димитриев уп. в 1625 г.
  • Прот. Иосиф Семёнов, сын иерея Иосифа схимника – уп. с 1625-1640 г.
  • Тимофей Моисеев уп. в 1625 г.
  • Михаил Григорьев уп. в 1625 г.
  • Григорий Голосем уп. в 1625 г.
  • Иван в 1654 г. послан в Симонов монастырь на смиренье
  • Гавриил уп. до 1683 г.
  • Прот. Михаил уп. с 1678 до 1687 г.
  • Тарасий уп. в 1678 г.
  • Стефан Гаврилов р. в 1683 г. марта 3
  • Прот. Наум р. в 1691 г., уп. в 1698 г.
  • Кирилл Тарасьев р. в 1693 г. янв. 30
  • Прот. Фома Елисьев (р. в иерея в 1694 г.) уп. с 2 апр. 1709-1713 г.
  • Иосиф Стефанов р. В 1694 г. авг. 1
  • Ефрем Феодоров уп. с 1695-1703 г.
  • Макарий Стефанов р. в 1700 г. март. 9, ум.  в 1735 г.
  • Пётр Ефремов уп. с 4 июля 1703-1727 г.
  • Нестор уп. с 1702 по 1715 г.
  • Иаков Наумов уп. с 24 апр. 1709 по 1734 г.
  • Василий Сестеров р. в 1725 г. март. 25, умер в 1734 г.
  • Прот. Алексий Елисьев уп. с 15 авг. 1713 г. по 1744 г.
  • Стефан Васильев уп. с 1734 г. по 1760 г.
  • Иаков Феодоров уп. до декабря 1738 г.
  • Пётр Алексеев Чашников  р. в 1734 г. апр. 6
  • Иоанн Иоаннов (на место Макария Стефанова) с 5 сент. 1735 по 1745 г.
  • Никита Петров р. в 1637 г. февр. 11, ум. в 1760 г.
  • Прот. Иоанн Васильев р. в 1744 г. март. 6, уп. в 1760 г.
  • Григорий Фомин (на место Иоанна Иоаннова) р. в 1745 г. янв. 19, уп. в 1763 г.
  • Василий Андреев уп. в 1760 г.
  • Прот. Иеремия Тимофеев уп. в 1779 г.
  • Прот. Алексий Иванов р. в 1800 г., умер в 1812 г.
  • Матвей Григорьев уп. с 1784 по 1830 г.
  • Василий Антонов уп. с 1784 по 1813 г.
  • Стефан Артемьев р. в 1813 г. дек. 8
  • Протоиерей Пётр Яковлевич Смирнов (р. в иерея в 1799 г. апр. 24), с 6 авг. 1812 по 1837 г.
  • Василий Васильев уп. до марта 1822 г.
  • Никита Стефанов Долгомослев уп. с окт. 1823 г. по 1860 г., умер 15 декабря 1871 г.
  • Григорий Иванов Покровский уп. с 1834 по 1837 г.
  • Протоиерей Иоанн Данилов Авдевский уп. с 1837 по 1841 г.
  • Продолжение »

©Все права защищены законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материалов обязательна ссылка на автора соответствующей статьи и активная ссылка на сайт "История и генеалогия. Библиотека знаний"

 

© M-Rodoslovnay